Как использовать Интернет для общественного блага

103241

Неравномерность проникновения технологий в разных регионах нашей планеты приводит к увеличению бедности, падению общего уровня образования и, как следствие, создает взрывоопасную среду для развития религиозного фанатизма и политического экстремизма. В итоге пылают в гражданских войнах беднейшие районы Африки южнее Сахары, Исламское государство угрожает перекроить всю карту Ближнего Востока, исламские террористы наводят ужас на французских буржуа и многочисленных туристов на улицах Парижа и бельгийских граждан в аэропорту Брюсселя, пассажирские самолеты взрываются в воздухе или подбиваются ракетами сепаратистов над Украиной. Мир отнюдь не становится более спокойным и приятным местом для жизни.

Образование могло бы дать надежду людям в беднейших регионах мира. С локальными образовательными учреждениями там дело обстоит, как правило, плохо или очень плохо. Негде и нечему учиться в афганских высокогорных аулах или в сомалийской саванне. На помощь мог бы прийти Интернет с многочисленными онлайн-курсами и возможностями для самообразования. Но хорошего Интернета в наиболее бедных и удаленных местах планеты может не оказаться. Отсюда возникает явление цифрового неравенства. В рамках концепции информационного общества считается, что свободный обмен информацией способствует преодолению нищеты и неравенства. Интернет является мощной средой для обмена информацией. Если человеческое сообщество в наши дни по естественным причинам (нет покрытия сети), либо вследствие искусственно созданных барьеров (блокирование доступа в сеть, жесткий контроль над обменом информацией) лишено полноценного доступа к Интернету, то это может приводить к катастрофическим последствиям для людей.

Некоторые политики из стран третьего мира выдвигают конспирологическую версию существования цифрового барьера, веря, что страны Запада и Япония из-за шовинизма препятствуют развитию телекоммуникаций и высоких технологий в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки. Для преодоления цифрового неравенства многое делает ООН. Следует отметить, что еще одной причиной существования цифрового неравенства может выступать языковой барьер. Например, не так много существует в Интернете информационных ресурсов на малораспространенных африканских и азиатских языках, а носители этих языков не владеют европейскими (которые доминируют в сети), чтобы воспринять нужную им информацию. Поэтому меры по преодолению цифрового барьера должны включать не только создание информационной инфраструктуры в экономически и политически слаборазвитых государствах, но и локализацию (перевод на местные языки и адаптацию) важной информации, включая создание баз данных, цифровых библиотек, информационных веб-ресурсов. Ставку полезно делать на более восприимчивую ко всему новому молодежь.